Родителям о детском суициде
.jpg)
Уважаемые родители!
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ,
если вы заметили за своим ребенком следующие особенности
В словесных выражениях:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»;
- косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
- шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
В поведении:
- испытывает чувство собственной никчемности или вины;
- боится наказания;
- раздает другим вещи, имеющие личную значимость;
- употребляет алкоголь, наркотические вещества;
- слишком мало или слишком много ест, спит;
- перестает следить за внешним видом, становится неряшлив;
- пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;
- проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
- замыкается от семьи и друзей;
- теряет интерес к жизни, способность получать удовольствие;
- ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!
СУИЦИД - ЭТО НЕ ПРОСТО СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ
Если ребенок заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! В этой ситуации нет необходимости гадать, чем он руководствовался, заговорив о суициде. Вместо этого, обратите внимание на то, что говорит подросток. Если ребенок завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле не сладко. Даже если он просто "делает вид", это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. И лучше всего - прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.
ПРИЧИНЫ СУИЦИДОВ
Основная причина суицида у подростков - кризисная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей умер (покинул семью), либо один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни во время суицидального кризиса, - именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от самоубийства.
"Школьные" причины суицидов - конфликты с преподавателями и администрацией учебного заведения, травля со стороны учащихся. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых, в самоуважении, в общении. К сожалению, нередко учителя не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе, как правило, из-за низкой успеваемости ребенка. В то же время в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение детского коллектива.
Отношения с близким другом (особенно противоположного пола) - весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Чрезмерная зависимость от другого человека, как правило, возникает как компенсация плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в отношениях, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как катастрофическое унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
КАК ОСТАНОВИТЬ?
Перестать критиковать ребенка, оказывать на него давление
Изучение проблемы суицида показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство вследствие физического и психического давления со стороны взрослых. Уважайте мнение ребенка, не навязывайте силой ему свои стереотипы - он личность.
Проявить внимание и заботу по отношению к ребенку
Выслушать его, взять за руку, вникнуть в его трудности. Доброе слово, тепло рук близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким способом вы лучше всего проникните в изолированную душу отчаявшегося ребенка. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому.
Нати вместе с ребенком выход из ситуации
Выход есть всегда. В трудный момент жизни, когда человек, тем более ребенок, пребывает в депрессии, он даже и не представляет, что через какое-то время он сам увидит, как разрешится его самая «сложная» ситуация, заживут душевные раны и жизнь расцветет с новой силой, а былые переживания покажутся незначительными.
Можно проделать вместе с ребенком следующий прием - перенестись мысленно в будущее и представить себе текущую проблему разрешённой самым наилучшим образом. Прочувствовать и запомнить вызываемые при этом ощущения лёгкости, наполненности смыслом дальнейшей жизни. А затем с этими чувствами и пониманием возможности выхода из ситуации посмотреть на неё по-новому. Успокоенный разум обязательно даст ключ к решению проблемы и поможет найти выход из самого затяжного кризиса.
Оказать действенную помощь в разрешении проблем в школе, с друзьями
Родители должны стать первыми помощниками своих детей в осуществлении найденного выхода.